FANDOM

Model:Писатель Константи́н Никола́евич Ба́тюшков (Model:Дата рождения, Вологда — Model:Дата смерти, Вологда) — русский поэт, предшественник Пушкина.

Биография Edit

Константин Николаевич Батюшков родился в Вологде 18 мая 1787 года, в дворянской семье. Воспитывался он в Петербурге, в частных пансионах, где хорошо изучил иностранные языки, основательно познакомился с литературой и сам начал писать стихи. Литературные занятия Батюшкова поощрял его дядя — известный в свое время писатель М. Н. Муравьев, руководивший его воспитанием. В 1803 году Батюшков поступил на службу в министерство народного просвещения. Среди его сослуживцев было много молодых писателей, и в их числе — Н. И. Гнедич, с которым он особенно сблизился. Друзья живо интересовались искусством античной древности, поэзией Греции и Рима.

В 1805 году Батюшков впервые выступил в печати на страницах московского журнала «Новости русской литературы». В 1807 году, когда шла война с Наполеоном, Батюшков вступил добровольцем в действующую армию. В сражении под Гейльсбергом (в Пруссии) он был ранен и эвакуирован в Ригу. Потом он жил в деревне и в Петербурге, перенес тяжелую болезнь, вернулся в полк, а в 1808 году участвовал в русско-шведской войне, происходившей на территории Финляндии.

По окончании войны Батюшков жил попеременно то в деревне, то в Москве и усиленно занимался творческой работой. Он сошелся с писателями, группировавшимися вокруг Карамзина, — с В. А. Жуковским, В. Л. Пушкиным (дядей А. С. Пушкина), П. А. Вяземским. Человек просвещенный, Батюшков придерживался либеральных взглядов, но, сосредоточившись на чисто литературных интересах, оставался далек от передового общественного движения своего времени. Тем не менее он принимал деятельное участие в борьбе с реакционной литературой, высмеивал литературных «староверов» в острых сатирических стихах («Видение на брегах Леты» и др.).

Когда вспыхнула Отечественная война 1812 года, Батюшков на первых порах из-за болезни не мог принять в ней участия. Он прибыл в армию уже во время заграничного похода, был в знаменитой битве, под Лейпцигом, вступил с русской армией в Париж. Подъем национального самосознания в годы войны воодушевил Батюшкова и сыграл важную роль в формировании и развитии его поэзии. Он пишет сильные стихи на патриотические темы («К Дашкову» и др.), резко критикует даже близких ему писателей за приверженность к «иноземщине», мечтает о создании поэмы, основанной на русских народных сказках и преданиях.

В конце 1815 года Батюшков вышел в отставку и обосновался в Москве. Литературное имя его приобретает все большую известность. В 1817 году выходит сборник стихов и прозы Батюшкова — «Опыты». Это была книга уже крупного и вполне сложившегося писателя, самостоятельно решавшего важные и серьезные литературные задачи.

Творчество Батюшкова наиболее ясно ознаменовало переход от поэзии XVIII века с ее исчерпанными темами и обветшалыми формами к тонкой психологической лирике, раскрывающей душевный мир человека. В своих элегиях Батюшков выступил создателем лирики чувства и природы и в этом отношении сыграл значительную роль в развитии русской поэзии. Высоким художественным совершенством отмечены и «антологические» стихи Батюшкова, написанные «в подражание древним» и проникнутые духом античности.

Зрелые стихи Батюшкова замечательны задатками реалистического стиля, точным и ясным поэтическим языком. Предметом его особых забот и стараний была музыкальность — «гармония» и «сладкозвучие» русских стихов,— и в этом направлении он достиг большого успеха. Пушкин очень высоко ценил заслуга Батюшкова в разработке поэтического языка и называл его «чудотворцем». Вообще для молодого Пушкина Батюшков был не только любимым поэтом, но и в известном смысле первым учителем.

Между тем судьба Батюшкова складывалась крайне печально. По состоянию здоровья ему следовало жить на юге. Друзья устроили поэта на дипломатическую службу в Италию. В конце 1817 года он уехал из России, посетил Вену, Венецию и Рим и поселился в Неаполе, позже перебрался в Рим, лечился на итальянских курортах и в Чехии. Однако здоровье его год от года ухудшалось, В 1821 году он еще написал несколько стихотворений (это были его последние стихи), а через год впал в явное душевное расстройство. Батюшкова много раз пробовали лечить: возили на Кавказ и в Крым; четыре года держали в больнице для душевнобольных. Но в конце концов положение его было признано безнадежным, и его перевезли к родственникам в Вологду. Здесь он прожил больше двадцати лет и умер от тифа 7 июля 1855 года, надолго пережив свою литературную славу.

Творческая деятельность Батюшкова трагически оборвалась в самом расцвете. Пушкин сказал как-то: «Что до Батюшкова, то уважим в нем несчастия и несозревшие надежды». Но и то, что Батюшков успел сделать, обеспечивает ему видное и почетное место в ряду выдающихся русских поэтов.

Крым Edit

Жуковский и Батюшков часто виделись в это время. Батюшков все время хандрит, чувствует какие-то неясные недомогания, мечтает о поездке в Италию и просит друзей по «Арзамасу» выхлопотать ему место при русской миссии в Риме или Неаполе. Надвигающаяся зима пугала его. В ожидании решения своей судьбы он собирается в Крым. Он пишет Вяземскому: Model:Цитата[1] ....

В Петербурге носились тревожные слухи о Батюшкове — пытался перерезать себе горло, застрелиться, перестал есть, сжег целый сундук любимых своих книг на французском и итальянском языках, подозревает всех в кознях против себя. Кавелин в письме к Жуковскому передавал слова Батюшкова: «Я перенес то, что не многие перенесть могут; меня захаркали, заплевали; я весь разбит; я был в сильной горячке, был почти полоумный, из меня делали сумасшедшего».

Доктор Мюльгаузен, навещавший Батюшкова в симферопольской гостинице, уговаривал его ехать в Петербург. Он долго отказывался. Наконец, чуть не силой, больной поэт был усажен в экипаж и отправлен в столицу в сопровождении врача Ланга. 5 мая он был уже в доме Муравьевой.

Примечания Edit

Model:Примечания