FANDOM

Model:Coord Бешуйское месторождение, наиболее крупное месторождение ископаемого угля из известных в Крыму, расположено по р. Чуюн-Илге на склоне горы Бешуй-Шор, в 8 км от с. Шелковичного и в 35 км от ж.-д. ст. Бахчисарай.

Геология Edit

Уголь в Крыму, по заключению А. С. Моисеева,

в виде незначительных скоплений встречается довольно часто в рэт-лейасовых песчаниках, в песчаниках и конгломератах верхней юры и нижнего мела. Только в среднеюрских отложениях он известен в виде более значительных скоплений, имеющих промышленное значение. Наиболее благоприятный режим для образования угля установился в самом начале средней юры. Однако вследствие неоднократных трансгрессий и последующих дислокаций угленосная среднеюрская свита оказалась настолько разрушенной, что она сохранилась в горном Крыму только в виде незначительных пятен и полос на северном и южном склонах гор
.

Пласты угля Бешуйского месторождения приурочены к отложениям средней юры и представлены аркозовыми грубозернистыми песчаниками и аргиллитами. Перекрывается угленосная свита мощной толщей чередующихся песчаников и аргиллитов с порфиритами и туфами в самых верхних горизонтах толщи. Общая мощность средней юры в разрезе по р. Чуюн-Илге достигает 1500 м.

Угольные пласты имеют меридиональное простирание, отклоняясь несколько к северо-западу в северной части, и падают на запад под углом 40—45°. Они повторяют конфигурацию пологой мульды, выполненной среднеюрскими отложениями и разбитой двумя сбросами и пологим разрывом типа надвига, по которому указанные пласты упираются в таврические сланцы. Угольная залежь весьма ограниченна, имеет по простиранию протяженность около 1100 м, а по падению 350— 400 м.

Детальными разведочными работами были установлены четыре пласта угля, из которых лишь два верхних Биюк и Эки-Хат имеют промышленный характер. Они представлены тонким переслаиванием чистого угля и угля с большим количеством тонких пропластков углистых сланцев и аргиллитов. Мощность пластов непостоянна и колеблется в широких пределах: от 1,6—2,0 м для пласта Биюк и 0,4—1,1 м для пласта Эки-Хат в центральной части до почти полного выклинивания к периферии.

Уголь Edit

Уголь имеет смоляно-черный цвет, слабый блеск; хрупок, легко загорается. Выделяются кларен и кларен-дюреновые разновидности, зольный кларен и углистый аргиллит, а также гагат. По содержанию летучих веществ, спекаемости и характеру лабораторного кокса угли Крыма относятся главным образом к газовым (марка Г) и частично к длинно-пламенным спекающимся (марка Д).

Качество углей месторождения вследствие неоднородности пластов весьма изменчиво. Содержание воды в пластовых пробах в среднем 40%, летучих 23,5%, количество золы 14,4—25% (иногда до 40—55%). Для типичных по зольности проб выход смолы составляет 7% и 80 л/кг газа. Содержание серы 1,12—3,34%, обычно преобладает пиритная сера над органической; сульфатная часто совсем отсутствует. Теплотворная способность углей изменяется от 4018 до 6500 кал; для проб с зольностью 40% она определяется в 4500—4600 кал.

Применение Edit

Незначительная площадь распространения залежи, малые и невыдержанные мощности рабочих пластов, а также низкое качество угля не позволяют рассматривать это месторождение как промышленное. В период с 1920 по 1940 г. и с 1945 по 1950 г. угли месторождения использовались местной промышленностью Крыма.

Ряд научно-исследовательских организаций детально изучали возможности обогащения углей, их сухой перегонки, состав газа, в результате чего было установлено, что из-за больших потерь и высокой зольности обогащение нерентабельно.

Литература Edit

  • Геология СССР. Том VIII. Крым. Полезные ископаемые.М.,«Недра», 1974,208 с.

Категория:География КрымаКатегория:Геология Крыма