FANDOM

Model:ПерсонаПавел Тимофеевич Болгарев — биолог, виноградарь, педагог.

Биография Edit

Павел Тимофеевич Болгарев родился 27 августа 1899 года в с. Нижнее Попаснянского района Луганской области, в многодетной семье. Его родители, всю жизнь занимавшиеся сельским хозяйством, смогли дать ему только начальное образование. В 1910 году он поступил в начальную школу, которую окончил в 1914 году. Дальше продолжать обучение не представлялось возможным из-за отсутствия средств. По окончании начальной школы год работал погонщиком в шахте.

В 1915 году поступил в Таврическую среднюю сельскохозяйственную школу, в которой обучался до 1921 года, получив по окончании специальность агронома.

В 1921 году продолжил учебу в Таврическом университете на агрономическом факультете, по окончании которого в 1923 году приобрел специальность агронома-организатора.

С 1923 по 1925 год обучался в Крымском институте спецкультур, одновременно с мая 1924 года работал в должности ассистента на кафедре виноградарства.

В мае 1925 года в связи с закрытием Крымского института спецкультур, П. Т. Болгарев перешел работать в Северо-Кавказский сельскохозяйственный институт (г. Краснодар) под руководство профессора А. С. Мержаниана ассистентом кафедры виноградарства.

Его первая работа – «О значении цветов винограда в ампелографии» положена в основу всех ампелографических описаний. Особенности строения цветка стали обязательным ампелографическим признаком. Кроме того, ученым впервые был показан морфогенез цветка с постепенным переходом от мужского к гермафродитному, а также П. Т. Болгарев ввёл агробиологические, биохимические и технологические описания, обеспечивающие всестороннюю оценку сорта.

Вопросам изучения виноградарства и переработки винограда на безалкогольные продукты была посвящена его научная командировка в Италию, Швейцарию, Германию и Австрию в 1928 – 29 гг.

После возвращения из длительной зарубежной командировки Павел Тимофеевич работал доцентом кафедры виноградарства и безалкогольной переработки винограда в Кубанском сельскохозяйственном институте.

В опубликованном в 1931 году труде «К технической характеристике сортов винограда» П. Т. Болгарев выдвинул вопрос о необходимости расширения культуры столовых сортов винограда, и предложил оригинальный метод определения устойчивости этих сортов при перевозке и хранении. Он описал сконструированные им приборы, которые вошли в практику всех лабораторных исследований по определению прочности прикрепления ягоды к плодоножке, прочности кожицы на разрыв и раздавливание. В это же время проводил большую работу по пропаганде потребления населением столового винограда в свежем виде, а также в виде безалкогольных продуктов винограда (соки, концентраты и т.д.); по организации соковых заводов в Севастополе, Тирасполе, Бердянске. Ученый становится признанным специалистом по безалкогольной переработке винограда.

С 1932 по сентябрь 1941 года П. Т. Болгарев работал в должности заведующего кафедрой виноградарства Крымского сельскохозяйственного института. В это время на основе глубокого изучения биологии виноградного растения им была разработана теория и практика обрезки и формирования виноградных кустов с учетом разнокачественности почек и др. Ученый работал над созданием новых форм кустов для перевода виноградников на полуукрывную систему ведения кустов и по созданию высокоштамбовых форм для механизированного сбора винограда. Разрабатывал систему агромероприятий применительно к природным условиям Крыма. Под руководством П. Т. Болгарева проводилась большая работа по сортоизучению винограда.

В январе 1934 года Высшая аттестационная комиссия СССР присудила П. Т. Болгареву звание профессора. Во время Великой Отечественной войны (по июнь 1944 года) профессор П. Т. Болгарев заведовал кафедрой виноградарства Азербайджанского сельскохозяйственного института в г. Кировабад.

В этот период профессор работал над изучением биологических закономерностей плодоношения винограда по сортам и районам Азербайджана. Научные исследования затрагивали вопросы совершенствования технологии получения виноградных бекмесов, путем уваривания паром через систему змеевиков. Уточнялась технология сушки винограда в условиях Азербайджана. Разрабатывался способ получения вино-кислотного сырья при бекмесном производстве и др.

После войны вся его жизнь, преподавательская работа и научная деятельность неразрывно связаны с крымским виноградарством. Павел Тимофеевич, являясь бессменным руководителем кафедры виноградарства Крымского сельскохозяйственного института, создал научную школу, из-вестную не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Ученый продолжил агробиологические исследования по виноградарству. В этот период изданы «Начальные основы виноградарства»(1946) и «Виноградарство Крыма»(1951). Сложные агротехнические опыты, проводимые учеными кафедры в 50-х годах способствовали ценным научным открытиям в области виноградарства. Возглавляемая им кафедра виноградарства работала в направлении изучения зимостойкости винограда и влиянии влагозарядковых и вегетационных поливов на повышение морозостойкости культивируемых сортов. Изучались возможности глубинного внесения минеральных и органических удобрений. Исследовалась проблема повышения урожая винограда путем подбора сортов-опылителей. Была проведена работа по решению наиболее сложных вопросов в виноградарстве – по разработке сортовой агротехники. Часть исследований сосредотачивалась на поиске моделей формировки кустов для полуукрывной культуры.

В конечном итоге под руководством ученого была разработана целая система агротехнических мероприятий применительно к природным условиям Крыма, а именно:

  • метод определения нагрузок на куст по заданной урожайности;
  • глубина и способы посадки винограда;
  • подбор сортов-опылителей для сортов с функционально-женским типом цветка;
  • уточнен режим орошения винограда, система внесения удобрений и обработки почвы.

Научно-исследовательская работа П. Т. Болгарева внесла ощутимый вклад в развитие отрасли виноградарства Крыма, юга Украины и регионов возделывания винограда в СССР. Количество его печатных работ превышает 100 названий. Из крупных его работ необходимо отметить:

  • руководство «Виноградарство», которое переиздавалось трижды;
  • «Восстановление форм виноградных кустов»;
  • «Хранение, сбыт и безалкогольная переработка винограда»;
  • «Сбор, сортировка, упаковка, перевозка и хранение столовых сортов винограда».

Большое внимание П. Т. Болгарев уделял вопросам питомниководства. По его инициативе при кафедре виноградарства был создан сортоиспытательный участок из 220 сортов винограда. Для учебных и научных целей организована ампелографическая коллекция, включающая более 700 сортов и форм винограда, заложен участок для испытания различных форм виноградных кустов. В то же время ученый был и главным виноградарем Крыма в период закладки новых виноградников области в масштабах, невиданных до сих пор ни в одном районе страны (100 тыс. га).

Велики заслуги профессора П. Т. Болгарева, как высококвалифицированного педагога. Под его руководством подготовлено несколько тысяч специалистов по виноградарству, свыше 20 кандидатов и 4 доктора сель-скохозяйственных наук по специальности «Виноградарство».

Особое внимание профессор уделял переподготовке кадров, зная что от последних в значительной мере зависит состояние отрасли виноградарства. Это были регулярно проводимые семинары, лекции для колхозников и рабочих хозяйств.

Павел Тимофеевич занимался и общественной работой. Он являлся членом секции садоводства и виноградарства ВАСХНИЛ, членом Всесоюзной ампелографической комиссии, членом редколлегии журнала «Виноградарство и садоводство Крыма», председателем Крымского областного общества охраны природы. Неутомимый труд ученого отмечен медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», орденом Трудового Красного Знамени, золотой медалью ВСХВ.

В 1960 году профессору П. Т. Болгареву присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Украины». Павел Тимофеевич поддерживал научные связи с академиями, институтами и станциями по виноградарству и виноделию 8-ми стран Европы.

Жизненный путь П. Т. Болгарева закончился 21 октября 1967 года, но в памяти коллег, студентов, его последователей сохранился образ руководителя, ученого, беззаветно преданного своему делу, в котором удивительно гармонично сочетался глубокий ум, убежденность в пользе своего дела и доброжелательное отношение к окружающим.

Павел Тимофеевич был подлинным интеллигентом, чутким к нуждам людей и очень требовательным к себе, образцом ученого, педагога, специалиста.