FANDOM

Летом 1941 года на металлургическом заводе им.Войкова в Керчи был построен бронепоезд «Войковец» в составе забронированного заводского паровоза Ов-4209 и двух платформ. Так как отсутствовало оборудование для расточки погонов башен, бронепоезд их не имел - пушки устанавливались на тумбах, за броневыми щитами.

200 px|right 200 px|right 200 px|right

21 августа бронепоезд «Войковец», ведомый машинистом Акимом Алексеевичем Полежаем, водившим заводской паровоз уже семь лет, вышел на Симферополь. Здесь экипаж доукомплектовали артиллеристами и пулеметчиками, в паровозную бригаду пришли из Симферопольского паровозного депо А. Сакута, С. Корнеев, Б.Василенко. Командиром бронепоезда назначен майор Попахов. 25 августа бронепоезд «Войковец» вышел на охрану участка дороги Перекоп - Джанкой.[1]

Во время боёв на Ишуньских позициях 1-4 октября 1941 года был повреждён и отведен на станцию Сарабуз для ремонта и охраны железнодорожной линии на участке Симферополь - Альма (ныне Почтовый). 24 октября 1941 года поддерживал бронепоезд «Орджоникидзевец» в боях под станцией Воинка (Воиновка [3] в районе Перекопа. 28 октября на станции станции Остряково принял оставшихся в живых членов экипажа бронепоезда «Орджоникидзевец», подорвавшегося на минах и сошедшего под откос недалеко от станции Курманы. Model:Начало цитаты Бронепоезд уходил последним, принимал на себя удары наседавшего противника. В ночь на 28 октября бронепоезд подорвался на минах. Это произошло недалеко от станции Курман. Сняли мы с орудий замки, прихватили ручные пулеметы, и — пешком до станции Остряково. Там нас поджидал бронепоезд «Войковец». Вместе отражали атаки неприятеля с земли и с воздуха. Примерно через 10–12 часов путь отхода нам отрезали, пришлось материальную часть взорвать и вновь пешком добираться в Севастополь. Там мы влились в экипаж бронепоезда «Железняков»... Model:Конец цитаты.

31 октября на станции Симферополь остались лишь подрывники и небольшая команда бронепоезда «Войковец», который отправлялся последним. Но тут случилось то, чего никто не ожидал. Паровоз бронепоезда вышел из строя. Взамен которого был использован единственный оставшийся на станции маломощный паровоз[2].

Генерал Манштейн пытался обойти мобильным авангардом с запада и отрезать от Севастополя отступающую Приморскую армию. Замысел Манштейна, вероятно, увенчался бы полным успехом, если бы ему не воспрепятствовали сначала 54-я береговая батарея лейтенанта Заики, а затем бронепоезд «Войковец» майора Баранова. Курсируя по железнодорожной ветке Симферополь – Альма, бронепоезд отразил первые попытки авангарда 11-й армии перерезать шоссе Симферополь-Бахчисарай. Огнём бронепоезда был рассеян и частично уничтожен батальон 72-й пехотной дивизии в районе станции Альма. За два дня боев под станцией Альма 30 и 31 октября армейский бронепоезд №1 «Войковец» разгромил батальон пехоты противника, уничтожив две его роты, восстановил полотно. Когда мимо Альмы прошли части 25-й стрелковой дивизии, бронепоезд стал прикрывать их отход к Севастополю. Утром 31.10.41 у станции Шакул бронепоезд вступил в бой с румынскими частями бригады Циглера[3], и уничтожил в течение двух часов 2 орудия, 5 минометов и около роты солдат. Манштейну пришлось подтянуть к Альме тяжёлую артиллерию и вызвать авиацию[4]. Около 14 часов бронепоезд был атакован немецкой авиацией. Немецкие пикирующие бомбардировщики уничтожили железнодорожный путь, лишив его возможности маневрировать[5]. Был разбит паровоз, а через час закончился боезапас[6]. Экипаж взорвал броневагоны и ушел в Севастополь. Экипаж был зачислен в состав бронепоезда «Железняков». [3]Два часа длилась артиллерийская дуэль, когда гаубичный снаряд, пробив броню, разорвался на командирской бронеплощадке. У тяжелораненного майора С.П.Баранова в госпитале в Севастополе хирург вынул из его тела около двадцати осколков.[1] Model:Начало цитаты С рассветом мы двинулись к Севастополю. Я выслал разведку в направлении Почтовое - Самохваловка. Она донесла, что противник занимает высоты в 500 - 1000 метрах от Самохваловки и обстреливает шоссе на Бахчисарай. В 10.30 у ст. Почтовое нами было разогнано и частично уничтожено скопление противника силою до батальона, пытавшегося захватить станцию. У Альмы противник открыл огонь из артиллерии и минометов по бронепоезду. Бронепоезд бомбили с воздуха. Завязался жестокий бой, длившийся около двух часов. Я находился на бронеплощадке. Прямое попадание крупнокалиберного снаряда. Я получил, как после выяснилось, 23 ранения, 12 из них - в правую половину грудной клетки. Потерял сознание. До сих пор не знаю, кто спас мне жизнь. Model:Конец цитаты.

Примечания Edit

Model:Примечания

Ссылки Edit

Категория:Крым в Великой Отечественной войне Категория:Бронепоезда