FANDOM

Model:Taxobox Model:Значения Адо́нис весенний (Model:Lang-la) — многолетнее травянистое растение, вид рода Адонис семейства Лютиковые.

Ареал Edit

Распространен в лесостепных и степных районах Центральной и Восточной Европы, в Западной Сибири до реки Лены, в Северном и Северо-Восточном Казахстане, Предкавказье, в Крыму в степи и на яйлах. Растет на склонах холмов, на лесных опушках и полянах, остепненных лугах, в северных разнотравных степях на оставшихся нераспаханными склонах. Предпочитает черноземные почвы (северная граница его распространения почти совпадает с границей черноземной зоны), всегда открытые и хорошо дренированные участки.

Биологическое описание Edit

Высота растения достигает 60 см. Корневище толстое, многоглавое, вертикальное, короткое. Большое количество ребристых, дважды- или триждыразветвленных, реже простых стеблей, которые в начале цветения отрастают на 5-20 см, а затем вытягиваются до 40-60 см. В нижней части стебля находятся коричневые чешуи, в их пазухах закладываются почки возобновления. Листья пальчатораздельные, с узкими линейными долями.

Цветки одиночные, крупные, до 7 см диаметром, с 12-20 блестящими желтыми лепестками, располагаются на концах стеблей. Цветёт в апреле-мае.

Плоды многочисленные односеменные орешки, прикрепленные к полому вытянутому цветоложу, шаровидно-обратнояйцевидные, до 5 мм длиной и 3 мм шириной, морщинистые, столбики их отогнуты вниз, крючковатые, на верхушке с крючкообразно изогнутым коротким носиком, при созревании — серовато- или желтовато-зеленые.

Все части растения ядовиты, из-за содержащихся в адонисе гликозидов.

Значение Edit

thumb|left|200px|Адонис весенний на горе Клементьева (1 мая 2011)В русской народной медицине известен как лекарственное растение с XVI века. Трава адониса содержит сердечные гликозиды и сапонины, используемые для лечения болезни сердца. Применяют весенний горицвет как средство, регулирующее сердечную деятельность, а также общеседативное и мочегонное средство. Лекарственным сырьём является вся надземная часть, собранная во время цветения и плодоношения растения. Для фармацевтической промышленности траву адониса заготавливали только в природе. Крупномасштабные сборы, когда растения вырывали с корневищем, вместо того, чтобы срезать, или много лет подряд брали на одних и тех же местах, распашка земель привели к уничтожению вида на больших площадях.

Адонис весенний выращивается и как декоративное растение. Первое упоминание о выращивании адониса в садах Европы относится к 1568 г.

См. также Edit

Адонис летний

Ссылки Edit

Категория:Флора КрымаКатегория:Дикорастущие растения Крыма