FANDOM

Model:Персона Николай Каллиникович Гудзий (3.5.1887, Могилёв-Подольский — 29.10.1965, Москва)[1] — литературовед, историк литературы, известный прежде всего своими исследованиями древнерусской литературы, составил первые советские учебник и хрестоматию по этим предметам, первый декан филфака МГУ. Академик АН УССР с 1945.

Биография Edit

Родился 21 апреля (4 мая) 1887 г. в г. Могилеве-Подольском в семье чиновника из крестьян. Он учился в реальном училище, окончил экстерном гимназию и в 1907 г. поступил на историко-филологический факультет (славяно-русское отделение) Киевского университета. Уже в ранние годы у Н. К. Гудзия проявилась та научная пытливость, та горячая любовь к русской словесности, которые в дальнейшем определили очень широкий круг его научных интересов.

Будучи студентом, Н. К. Гудзий принял активное участие в занятиях известного в истории отечественной филологии семинария профессора, а затем академика В. Н. Перетца, которого он по праву считает своим учителем. Характерными чертами той научной школы, которая была пройдена Н. К. Гудзием под руководством В. Н. Перетца, были тщательное изучение всей полноты фактического материала, высокое мастерство критики литературного текста, широта историко-литературных сопоставлений, культура научного изложения и блестящая эдиционная техника.

В 1911 г. Н. К. Гудзий окончил Киевский университет с золотой медалью за конкурсное сочинение «„Żywoty świętych“ Петра Скарги в юго-западной Руси XVI—XVIII вв.» и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1914 г. он выдержал магистерский экзамен, а затем начал преподавание в Киевском университете в качестве приват-доцента, работая одновременно и в средней школе.

Научную работу начал в 1908 в семинарии В. Н. Перетца в Киевском университете, который окончил в 1911. Первая статья Гудзия напечатана в 1910.

[[Файл:Simf p 3.jpg|thumb|200 px|Мемориальная доска на здании Крымского этнографического музея]] С 1918 г. Н. К. Гудзий переводится в Таврический университет (г. Симферополь), где открывает свой курс лекцией «Литературный дебют Тургенева». В этот период в круг научных занятий Н. К. Гудзия все более входит русская литература XVIII — начала XIX в. Он изучает историю старинного русского театра, историю русского сентиментализма («Путешествие в Крым П. И. Сумарокова»).

Н. К. Гудзий сложился как самостоятельный ученый еще до Великой Октябрьской социалистической революции. Однако расцвет его научной. педагогической и научно-организационной деятельности наступил только после революции. Никогда не увлекаясь модными в свое время формалистическим, а затем вульгарно-социологическим течениями в литературоведении, Н. К. Гудзий стремился сохранить и продолжить лучшие традиции русской академической филологии, а начиная с 30-х годов старался сочетать эти традиции с марксистским пониманием литературы как общественного явления, обусловленного закономерностями классовой борьбы и исторического развития.

С 1922 стал профессором кафедры истории русской литературы Московского государственного университета. Впоследствии первый декан филологического факультета МГУ, заведующий кафедрой русского устного народного творчества (19411946). Работал в высших учебных заведениях Киева, Москвы.

Руководил отделом древнерусской литературы в Институте мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР (19381947), отделом русской литературы (19451952) и отделом украинской древней литературы (19521961) в Институте литературы им. Т. Г. Шевченко АН УССР.

Наследие Edit

Основной сферой научной и научно-педагогической деятельности Гудзия была история древнерусской литературы. Гудзий — автор первого учебника по истории древнерусской литературы (М., 1938) и составитель хрестоматии по литературе XI—XVII вв. (М., 1935, дополнялась и переиздавалась неоднократно, используется в преподавании и сейчас). Ему принадлежат работы, посвященные отдельным авторам и памятникам древнерусской литературы: Максим Грек, Серапион Владимирский, митрополит Даниил] Аввакум, легенда о папе Григории, легенды об Иуде предателе и [Андрее Критском, История [Иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе, [Александрия, Моление Даниила Заточника, Слово о полку Игореве, Слово о погибели Русской земли, Прение Живота и Смерти, Беседа Валаамских чудотворцев и другие.

Гудзий — автор статей и книг о творчестве писателей XVIII—XIX вв: Феофана Прокоповича, Ломоносова, Пушкина, Гоголя, Льва Николаевича Толстого, Тютчева, Брюсова, о творчестве украинских писателей Шевченко и Франко, а также статей по поэтике литературы нового времени. Гудзий подготовил и прокомментировал ряд текстов для юбилейного издания полного собрания сочинений Толстого. Несколько работ Гудзия посвящены истории русской филологической науки, в том числе трудам Ф. И. Буслаева, Н. С. Тихонравова, А. Н. Веселовского.

Примечания Edit

Model:Примечания