FANDOM

Model:Персона Владимир Николаевич Дмитриев - известный врач, климатолог, общественный деятель.

Биография Edit

В Ялту он приехал по состоянию здоровья в 28-летнем возрасте, будучи врачом с семилетней практикой и прожил здесь 37 лет.

Скончался В. Н. Дмитриев 22 февраля 1904 года в Ялте.

Вначале был похоронен в Гурзуфе, ныне останки его покоятся на кладбище Поликуровского мемориала.

В. Н. Дмитриева вполне можно назвать первооткрывателем целебных свойств южнобережного климата. Правда, еще до него в 50-е годы XIX столетия, известный русский клиницист С. П. Боткин указывал, что Ялта ничуть не хуже Французской Ривьеры. Но то были слова, ничем не подкрепленные, если не считать врачебной интуиции. Дмитриев взялся доказать русской врачебной общественности, что Южный берег Крыма по климатическим условиям ничуть не хуже прославленных средиземноморских курортов, в частности Ниццы. Куда, на Лазурный берег, ехали лечиться все, кто страдал заболеваниями легких и имел, естественно, для этого большие деньги.

Очерк климатических условий Южного берега Крыма Edit

Для доказательства надо было иметь данные метеорологических наблюдений: суточный ход температур и влажности воздуха, атмосферного давления, ветровой режим, продолжительность солнечной радиации и т. д. Причем данные нужны были не за месяц, не за год, а за многие годы. Лишь такой многолетний материал позволил бы сделать затем соответствующие климатологические выводы.

Вот за эту кропотливую работу и взялся Дмитриев. На свои деньги он приобрел метеорологические приборы и во дворе своего дома установил их на специальной площадке. Ежедневно, три раза в сутки, сам вел наблюдения.

Систематические наблюдения он начал с 1868 года. Итоги и выводы первых 19 лет Дмитриев опубликовал в работе «Очерк климатических условий Южного берега Крыма». Эта работа была настолько значительна, что Всероссийское Географическое общество присудило за нее Дмитриеву серебряную медаль.

Именно в этой работе Дмитриев впервые показал и доказал, что климатические условия Южнобережья для лечения ничуть не хуже, а в некоторых случаях даже лучше, чем на Ривьере. В частности, он писал: Model:Цитата

Model:Цитата

Работа не была сугубо теоретической. Из нее следовали важные практические выводы: Model:Цитата

Главная заслуга Дмитриева, конечно, в том, что он «открыл» южнобережный климат. Он ведь не только заложил основы климатотерапии, т. е. выявил такие могучие лечебные факторы Южного берега, как солнце, воздух, море. Он же доказал, что климатические процедуры в сочетании с винограде- и кефиролечением дают наибольший эффект.

Крымский горный клуб Edit

Придя к выводу, что климат — главное лекарство Южного берега Крыма для лечения легочных болезней, Дмитриев энергично пропагандировал экскурсии и туризм. В 1894 году ученый становится во главе экскурсионной работы на Южном берегу Крыма: его избирают председателем правления Крымского отделения Крымско-Кавказского горного клуба. В этой общественной должности он состоял до последних дней жизни. Да и умер он, возвращаясь домой с очередного — последнего для него — заседания горного клуба.

Туризм в Крыму — по существу, детище Дмитриева. По его инициативе были проложены экскурсионные тропы в горах (Штангеевская, Боткинская и др.), устроены приюты для экскурсантов на горных маршрутах.

При горном клубе Владимир Николаевич создал естественно-исторический музей, который впоследствии стал основой для Ялтинского исторического музея. Более того: он нашел время со своим сыном-гимназистом и художником Г. Ф. Ярцевым изготовить для музея прекрасную рельефную карту части Южного берега Крыма. Она была настолько хорошо и точно выполнена, что знали о ней далеко за пределами Крыма.

Память Edit

Имя ученого носят:

  • Ялтинская гидрометеорологическая станция — одна из старейших в Советском Союзе,
  • экскурсионная тропа на южном склоне Главной гряды,
  • улица Ялты.

«Дом Дмитриева» в Ялте отмечен мемориальной доской.

Литература Edit

  • Воронцова С. В., Воронцов Е. А. Ялта:Путеводитель/Худож. В.Д. Фесенко; Пер. с рус. К.А. Понаморенко, Э.А. Томаровской. - Симферополь:Таврия, 1987. - 208 с.:ил. Текст на рус., англ., нем. яз.

Категория:Ялта Категория:Врачи Ялты Категория:Поликуровский мемориал