FANDOM

Model:Здание Дом 25 на ул.Карла Маркса в Симферополе является частью усадьбы Арендтов, занимающей участок между ул. К. Либкнехта(бывшая Долгоруковская) № 14 и Карла Маркса, №25 (бывшая Полицейская). Усадьба была построена Андреем Федоровичем Арендтом, «штаб-лекарем, надворным советником, ордена св. Анны 2-й степени и св. Владимира 4-й ст. кавалером, имеющим знак отличия беспорочной службы за 25 лет», врача на протяжении нескольких десятилетий лечившего почти весь Симферополь: «Половину города лечил Мильгаузен, в то время как другую половину - Арендт» [1].

Точная дата постройки усадьбы неизвестна. Сохранился документ от 16 февраля 1843 г., по которому губернское правление решило: это, тогда еще пустопорожнее, место "считать за Арендтом". Усадьба значится в списке домовладений за 1858 год.

Здесь прошла большая часть жизни сына А. Ф. Арендта - Николая Андреевича, также отличного и долго практиковавшего врача, получившего мировое признание как один из авторов теории планеризма. Учёный продолжал работать над улучшением моделей планеров, влез в долги, и дом его был продан с молотка. Здание и земля стали собственностью британской короны. Здесь разместилась крымская контора Индоевропейского телеграфа.

В 1890 году здесь родился основоположник советской детской нейрохирургии Андрей Андреевич Арендт[2].

В 1921 г. здесь жил командующий войсками Крыма Иона Эммануилович Якир.

Решением Крымского облисполкома №164 от 15.04.1986 усадьба Арендтов внесена под номером 3072 в список «Памятников местного и национального значения (архитектура и градостроительство, история, монументальное искусство)[3]:

Усадьба Арендтов (Дом, где с 1833 - по 1850-е годы жил основоположник отечественного планеризма Н.А.Арендт). Охранная зона - в пределах площади здания, - утверждена решением Крымского облисполкома от 15.04.1986 №164

Республиканский крымско-татарский музей искусств Edit

В 1998 году Республиканским комитетом по делам межнациональных отношений и депортированных граждан было принято решение о создании Республиканского крымско-татарского музея искусств, для музея было подобрано жилое здание - дом Арендта (Карла Маркса, 25). Проект реконструкции и реставрации здания был оценен в 380 тысяч у.е.

Из государственного бюджета было выделено на отселение жильцов из восьми квартир 20 миллиардов купонов (130 тысяч у.е.). Остальные средства искали по программе ООН по развитию и интеграции Крыма.

Строители, приступили к работе до того как были решены финансовые и организационные вопросы, вскрыли крышу здания, поставили строительный забор, и остановили работы.[4]

Постановление ВР АРК О вопросах управления имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым от 23 октября 2008 года:

Фонду имущества Автономной Республики Крым при приватизации объекта – нежилого здания, находящегося на балансе Крымского республиканского учреждения "Крымскотатарский музей искусств", переданного в пользование по договору аренды благотворительной организации "Фонд "Крым", расположенного по адресу: г. Симферополь, ул. К. Маркса, 25, определить одним из условий договора купли-продажи передачу бесплатно в состав имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым, не менее 460 м2 помещений указанного здания для размещения Крымского республиканского учреждения "Крымскотатарский музей искусств" после завершения реконструкции здания на ул. К. Маркса, 25 в г. Симферополе.

На сайте Министерства культуры и искусств Автономной Республики Крым адрес дома Арендта ул. К. Маркса, 25 указан как юридический адрес Республиканского крымскотатарского музея искусств[5]. Там же в разделе «Программы реставрации» указано: Республиканский крымско-татарский музей искусств, г. Симферополь, ул. К. Маркса, 25 необходимы ремонтные работы[6].

Современное состояние Edit

Здание с 1998 года разрушается. Всё это время у здания отсутствует крыша. Под воздействием осадков стены начали разрушаться. Наиболее заметные разрушения произошли в последние два года - на стенах появились трещины.

Model:Начало цитатыК счастью, памятники у нас в городе еще имеются, хотя их не так много, но они все-таки есть. И усадьба Арендтов – один из них. Места там много, двор довольно большой — чем не лакомый кусок под строительство какой-нибудь многоэтажки? Схема уже обкатана, прецедент создан: сначала горсовет судится с собственником, а, выиграв суд и заявив, что «там даже не сооружение, а остатки стройматериалов» (Агеев), подготавливает общественное мнение, и дает команду здание разрушить. А «стройматериалы» складирует, объявив, что «мы готовы вернуть их собственнику», наверное, на случай возможных исков собственника. Model:Конец цитаты[7]

Неравнодушные к судьбе исторического здания горожане борются за сохранение и восстановление здания. [8][9]

Мнение независимого эксперта, архитектора-реставратора о возможности восстановить здание: Model:Цитата

Примечания Edit

Model:Примечания Категория:Симферополь