FANDOM

Model:Здание Дом Александра Эдуардовича Кесслера, ученого-химика, профессора Санкт-Петербургского университета.

Усадебный дом был построен по проекту архитектора О.А.Клаузена, в конце ХIХ века, имеет два этажа и башню в южном фасаде.

Архитектурный стиль строения оригинален, оно выполнено в псевдоготическом стиле.

В настоящее время, почти полностью разрушенное, здание находится в процессе реставрации.

История Edit

Семейство Кесслеров переселилось в Россию по приглашению русского правительства в 1822г. из местечка Дамрау Кенигсбергского округа.

Наибольшую известность в XIX- начале XX веков получил К.Ф. Кесслер - выдающийся российский натуралист, автор ряда капитальных работ по зоологии, профессор Киевского, ректор Петербургского университета. Его старший брат Э.Ф. Кесслер - генерал-лейтенант Кавказской армии, посланник России в Турции в 60-х годах XIX в. переехал с семьей на постоянное жительство в Крым и поселился в селении Эски-Орда (Лозовое), заложив здесь господский дом, зернохранилище, мельницу и др. постройки, развел сад.

В этом доме была устроена первая научная лаборатория его сына А.Э. Кесслера, ученика знаменитого Бутлерова, химика и метеоролога, основателя первой метеорологической станции в Крыму. С этим домом связаны и воспоминания о детских и юношеских годах племянника А.Э. Кесслера – А.Е. Ферсмана– выдающегося советского минеролога и геохимика, блестящего популяризатора науки о камнях. Здесь, на берегу Салгира в первом десятилетии XX в. был сооружен дом-лаборатория, напоминающий одновременно средневековый замок и загородную виллу.

После революции здесь размещалась татарская школа учителей начальных классов, затем до развала СССР - интернат.

Статус Edit

С начала 90х годов здания усадьбы необитаемы и разрушаются.

Были на балансе Министерства строительной политики и архитектуры Автономной Республики Крым как памятники архитектуры республиканского (местного) значения:

  • Жилой дом Кесслера, здесь жил академик АН СССР А Е. Ферсман, 1905—17, мем. доска, 1973, Лаборатория Э. Ф. Кесслера, Флигель. (Кесслеров) в с. Ферсманово (Лозовое) Добровского с/с Симферопольского р-на– XIX- нач.XX вв.
  • Жилой дом усадьбы Кесслера (гр.А.Ф.Монжене) в с. Пионерское Добровского с\с Симферопольского р-на–XIX в.
  • Могила матери и деда академика АН СССР А.Е. Ферсмана — М.Э. Ферсман и Э.Ф. Кесслера, 1908, 1878, пам. 1878;

Предпринимались попытки сдать в долговременную аренду, а затем и продать с условием реставрации усадьбы.

В 2010 году усадьба приватизирована[1].

Дом (по данным Фонда имущества АРК) продали за 250 тысяч гривен российскому бизнесмену. При условии, что памятник архитектуры отреставрируют, вернув ему первоначальный облик. В дальнейшем здание может использоваться как жилое. А также для музейной экспозиции, рассказывающей о судьбе знаменитого ученого Александра Ферсмана.

В настоящее время особняк обнесен аккуратным забором, стянут в металлический «корсет» и одет в строительные леса. Помойка, образовавшаяся было неподалеку, бесследно исчезла. Рабочие разбирают гнилые доски, укрепляют стены.

thumb|150 px|Реставрация особняка.

Из интервью «КП» президента Крымской академии наук Виктора Тарасенко, в течение 30 лет пытавшегося привлечь внимание к проблеме дома Кесслера: Model:Цитата

Примечания Edit

Model:Примечания Категория:Усадьбы Крыма