FANDOM

Model:Музей

Евпаторийский краеведческий музей является научно-исследовательским и культурно-просветительным учреждением, государственным хранителем и пропагандистом памятников культуры.

В задачи музея входят исследование, пропаганда и учет памятников истории и культуры города и Северо-Западного Крыма, естественной истории, курирование и контроль деятельности музеев на общественных началах.

В плане сохранности культурных ценностей музей сотрудничает с Евпаторийской таможней, городским отделом милиции, проводя по их запросам искусствоведческие экспертизы задержанных или конфискованных культурных ценностей.

В работе по сохранности культурного наследия музей сотрудничает с Государственным комитетом по охране и использованию памятников истории и культуры АРК, предоставляя исторические справки по памятникам города.

Ежегодно музей посещают около 70 тысяч человек, проводится свыше 2000 экскурсий.

История Edit

1 февраля 1921 года штаб 46-й стрелковой дивизии выдал удостоверение на передачу здания по улице Советской для создания в Евпатории «Музея старины». Под музей было выделено здание по ул. Советской (ул. Свердлова, 11, а теперь ул. Дувановская)—бывший особняк купца Ю.М. Гелеловича, построенный в 1912 году в мавританском стиле.

Формировалась коллекция «Музея старины» за счет предметов археологии, нумизматики, фарфора, старинных книг и произведений искусства, реквизированных в домах состоятельных жителей города. За 2,5 месяца было собрано около двух тысяч предметов керамики и фарфора, ковры, монеты.

30 июля 1921 музей открылся для публики. В 1925 г. в музее действовало пять отделов: археологический, атеистический, курортный, производственный и этнографический. В караимских кенасах открылся атеистический отдел, в мечети Джума-Джами — производственный.

Основу коллекции 1920-1930-х гг. составили предметы археологии, собранные в 1916-1918 гг. в музее Земской управы, фонды караимского музея-библиотеки Карай-Битиклиги, предметы старины, реквизированные в опустевших дачах и домах жителей города. В 1930 г. музею из Государственного Эрмитажа были переданы материалы раскопок в Евпатории Н.Ф. Романенко.

В июле 1933 года определился профиль музея — краеведческий. Музей получает наименование Евпаторийский краеведческий музей.

В годы оккупации (октябрь 1941- апрель 1944 гг.) музею был нанесен ущерб, который исчислялся в 600 тысяч рублей: уничтожена экспозиция, оборудование, вывезено большое количество ковров, серебряных монет и др. предметы.

В мае 1944 г. музей возобновляет свою работу. К 1947 году определилась структура музея, он состоял из 3 отделов: природы, дореволюционного прошлого и истории советского общества

В 1968 г. музею были переданы здания караимских кенас. В 1968-1989 гг. в зданиях караимских кенас действовал отдел дореволюционного прошлого.

С 1979 р. по 1987 г. проводилась капитальная реконструкция музея, которая позволила значительно расширить экспозиционные и фондовые площади.

В 1985 г. музеем в здании мечети Джума-Джами, открывается, единственный в Крыму, отдел истории религии и атеизма. В 1991 году, в связи с передачей здания татарской религиозной общине, отдел ликвидируется.

В 1988 г. в специально построенном здании открывается диорама «Высадка Евпаторийского десанта 5 января 1942 г.», созданная по заказу города художником студии военных художников им. М. Грекова в Москве Заслуженным художником РСФСР В.Б. Таутиевым.

В 1989 году в музее создается этнографическая экспозиция.

В 2000 г. на ул. Дувановской, напротив музея, под стеклянным пирамидальным куполом создан археологический комплекс «Северо-Западный пригород античного города Керкинитиды» ( V – III вв. до н.э.).

Коллекция музея Edit

Сегодня музей располагает до 90 тысяч единиц хранения. Среди них наиболее значительной является археологическая коллекция — более 37 тыс.

В коллекции музея представлены как музейные предметы довоенного собрания, так и материалы, отражающие развитие города за 2,5 тысячи лет существования, собранные сотрудниками музея и дары жителей города. Кроме того, коллекцию постоянно пополняют археологические предметы, поступающие от археологических экспедиций: Крымской экспедиции МГУ, Западно-Крымской экспедиции Крымского филиала Института археологии Национальной Академии наук Украины , Донузлавской экспедиции Института археологии Российской Академии наук. Категория:ЕвпаторияКатегория:Музеи Крыма