FANDOM

Model:Кипарисовая статьяModel:Карточка компании

thumb|left|300px|Троллейбусный парк №1

Крымское Республиканское Производственное Предприятие «Крымтроллейбус» — обслуживает городские троллейбусные маршруты Симферополя, Алушты и Ялты, а также пригородные и междугородные маршруты на горной трассе. Предприятие эксплуатирует самую длинную в мире междугородную, горную троллейбусную трассу.

Структура Edit

В состав Крымского Республиканского Производственного Предприятия «Крымтроллейбус» входят Симферопольский (СТП), Алуштинский (АТП) и Ялтинский (ЯТП) троллейбусные парки. Первая цифра номера троллейбуса указывала на принадлежность его определенному парку в Симферополе, Алуште или Ялте.

До 2008 года в Симферополе было два троллейбусных парка (№1 на ул. Киевской и №2 на ул. Глинки), и центральные ремонтные мастерские на ул. Гаспринского (здесь до революции помещались службы Бельгийского анонимного общества трамваев и освещения и трамвайный парк).

В 2008 году участок на котором размещались ремонтные мастерские был продан и мастерские снесены, на их месте стройфирма "Консоль" возводит жилые дома, парки №1 и №2 были объединены в один на ул. Киевской, а на территории бывшего 2-го троллейбусного парка на ул. Глинки были размещены центральные троллейбусные ремонтные мастерские (ЦТРМ).

Троллейбусные системы Севастополя и Керчи не входят в структуру «Крымтроллейбуса».

История Edit

thumb|Троллейбус Шкода-9 Тр в Симферополе В октябре 1958 г. Совет Министров Украины принял решение о строительстве первой в СССР и Европе горной, междугородной троллейбусной линии Симферополь - Алушта - Ялта. Первая очередь этой линии Симферополь - Алушта протяженностью 52 км была построена и сдана в эксплуатацию в рекордно-короткий срок за 11 месяцев. Строили эту линию специалисты более 80 предприятий из 10 городов Украины. В первой очереди было построено 2 троллейбусных парка в Симферополе и в Алуште, 16 тяговых подстанций, установлено более 3000 опор и подвешено свыше 200 км контактного провода. Трасса прошла по маршруту разработанному Н.Г. Гариным-Михайловским для электрической железной дороги на ЮБК.

В мае 1959 г. решением Крымоблисполкома № 337 было организовано Крымское троллейбусное управление, ныне КГПП «Крымтроллейбус». Летом этого же года в Симферополь прибыли первые 40 троллейбусов: МТБ-82Д отечественного производства и 8Тр8 фирмы "Шкода". 12 сентября 1959 г. началась обкатка контактной сети в г. Симферополе, а 7 октября было открыто регулярное движение на маршруте №2 Железнодорожный вокзал - Марьино, протяженностью 8,5 км. На маршруте работало 9 троллейбусов отечественного производства марки МТБ-82. За первый месяц работы было перевезено свыше 200 тысяч пассажиров.

6 ноября 1959 г. в торжественный обстановке было открыто движение троллейбусов на линии Симферополь - Алушта. Первый троллейбус на Алушту вез лучших строителей трассы, а водителем был начальник троллейбусного управления Василенко Александр Николаевич. Первые троллейбусы на этой линии работали с кондукторами, т.к. на вокзале еще не было построено троллейбусных касс. Стоимость проезда составляла 6 рублей 50 копеек. Кондуктор первые 8 месяцев по совместительству выполнял обязанности экскурсовода, троллейбус дважды останавливался на Ангарском перевале и Кутузовском фонтане, где кондуктор рассказывал о достопримечательностях Крыма. thumb|Троллейбус Шкода-9 Тр в Ялте 28 апреля 1961 г. было открыто троллейбусное движение в Ялта по городскому кольцу, протяженностью 4,5 км. На этом маршруте троллейбусы работали с интервалом 1 - 2 мин. Проезд по Симферополю стоил 40 копеек (4 копейки после денежной реформы 1961 года.). До Алушты - 65 копеек, до Ялты - рубль двадцать.

В июле 1961 г. была построена вторая очередь междугородной троллейбусной линии Алушта - Ялта, протяженностью 33 км. Продолжительность поездки до Алушты составляла - 1 час 50 мин., до Ялты - 2 ч. 50 мин. thumb|Троллейбусный билет. Первая половина 80-х

thumb|Троллейбусный билет. 2007 год thumb|Троллейбусный билет. 2010 год thumb|Троллейбусный билет. 2012 год. Билет погашен компостером. thumb|Троллейбусный билет. Оборотная сторона. Январь 2011 года thumb|Билет для проезда в городских троллейбусах на один день В ходе эксплуатации оказалось что отечественным троллейбусам не хватает мощности для преодоления перевала, а на спуске у них перегревались тормозные реостаты. Троллейбус "Шкода-8тр" и следующая модель "9Тр" отлично показали себя на горной трассе, легко преодолевая горы, так же они они использовали на спуске рекуперативное торможение, когда электроэнергия, вырабатываемая тяговым электродвигателем при замедлении, не рассеивалась впустую на тормозных реостатах, а отдавалась обратно в контактную сеть и могла быть использована другими машинами на линии.

Низкая скорость движения троллейбуса «Шкода-8тр» по трассе обуславливалась особенностью конструкции токоприемника, и в первую очередь креплением головки к штанге. Головка токоприемника часто срывалась и могла порвать провода линии. В 1962 водитель-рационализатор Гордиенко В.В предложил чертеж нового токоприёмника, по которому инженерами техотдела троллейбусного управления Байдой Ю.С. и Пекелисом А.М. была разработана откидная головка токоприемника, которая позволила увеличить скорость и сократить время в пути на 18 %. За рацпредложение Гордиенко В.В. получил личную благодарность от завода «Шкода» - диплом и медаль фирмы «Шкода». Завод начал выпускать троллейбусы с новой деталью.

В целом, в 1960-70 гг. происходило активное расширение троллейбусной сети. Междугородный маршрут стал пользоваться огромной популярностью в стране, троллейбусы работали в 3 смены. Парк в Симферополе достиг своей проектной мощности к 1962 г., насчитывая 102 машины.

К 1968 гг. Симферополь занимал 19 место в СССР по насыщенности и интенсивности городского транспорта. В этом же году в инвентаре имелось 212 троллейбусов, что потребовало реконструкции, которая завершилась в 1972 г.

В 70-80 гг. в разгар летнего сезона интервалы движения троллейбусов на трассе Симферополь - Алушта составляли в среднем 2 минуты. В эти годы, для удобства пассажиров, билеты на троллейбусы в Алушту и Ялту продавались вместе с железнодорожными билетами до Симферополя в кассах Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Харькова, Риги и Вильнюса. Также билеты продавали в поездах проводники, бригадиры или начальники поездов.

30 ноября 1970 года прекратилось трамвайное движение в Симферополе. С января 1971 г. на базе трамвайного управления по ул. Гаспринского была организована служба аварийно-восстановительных и капитальных ремонтов (Центральные ремонтные мастерские). Она могла производить до 160 ремонтов в год, а ее вспомогательные цеха изготавливали изделия из литья, полимеров, резины, металлоштамповки более 70 наименований. С годами увеличив количество наименований производимых самостоятельно изделий до 260.

С января 1972 г. КГПП "Крымтроллейбус" первым, среди предприятий горэлектротранспорта Украины, перешел на безкассовую абонементную систему оплаты проезда, просуществовавшую до 1998 г.

3 ноября 1977 г. на предприятии был открыт музей развития городского электротранспорта.

За 21 год междугородной трассы существования (1959—1980) троллейбусное управление получило 142 млн. 840 тыс. советских рублей прибыли (около 1 млн. $ в год), такой прибыли не имело не одно советское предприятие.

В октябре 1983 г. введен в эксплуатацию Симферопольский троллейбусный парк № 2, позволивший выпускать на 14 городских маршрутов 240 единиц подвижного состава и перевозить около 500 тыс. пассажиров в день.

С 1998 года в троллейбусах вновь появились кондукторы. Это была мера по борьбе с безбилетным проездом. С апреля 2004 года начался обратный переход на бескондукторное обслуживание пассажиров на городских маршрутах в г. Симферополе.

В настоящее время Крымское государственное производственное предприятие "Крымтроллейбус" - крупнейшее в Украине и единственное в Европе предприятие горэлектротранспорта, эксплуатирующее междугородную, горную троллейбусную трассу Симферополь - Алушта - Ялта.

Сегодня за один день в перевозится свыше 220 тыс. пассажиров.

Datoteca:Krym trolley.jpg

На протяжении последних лет не прекращаются попытки обанкротить крымское троллейбусное управление.

Model:Цитата[2]

За 11 месяцев 2012 года электротранспорт в Крыму перевез почти 110 миллионов пассажиров[3].

Подвижной состав Edit

thumb|right|Троллейбус Богдан Т601.11 3-го городского маршрута в Симферополе

Подвижной состав насчитывает около 390 троллейбусов, из которых в удовлетворительном состоянии находятся не более 140. Подавляющую часть парка «Крымтроллейбуса» составляют машины Шкода (модели 9тр и 14 тр). Средний возраст троллейбусов 25,7 года. Срок их службы заводом-изготовителем ограничен 14 годами.

  • Шкода-9тр
  • Шкода-14тр
  • Шкода-15тр
  • ЗиУ-6205 [4]
  • ЮМЗ-Т1 [4]
  • ЮМЗ-Т2.09 [4]
  • К-12.03 [4]
  • К-12.04 [4]
  • АКСМ-32102 [4]*
  • Богдан Т601.11 [5]

Новые троллейбусы Edit

Крымским министерством жилищно-коммунального хозяйства было намечено на 16 августа 2010 года проведение тендера, сумма закупки — 141 млн грн (61 новых троллейбусов).

В тендере приняли участие 4 компании: ЮМЗ (Тролза-5265 «Мегаполис»), ЛАЗ (ЛАЗ-Е183), Богдан Моторс (LUAZ UK), ООО Хюндай Трак. Белорусский завод «Белкоммунмаш» не участвовал в тендере, пообещав представить свой троллейбус на конкурс в 2011 году, после испытаний на горной трассе.

В ходе испытаний троллейбус Тролза-5265 «Мегаполис» был признан непригодным для трассы.

Победителем тендера была признана компания Богдан Моторс. С решением несогласились ООО Хюндай Трак и ЛАЗ. И направили иски в суд.

ЛАЗ посчитал предвзятым отношение к участникам тендера в связи с условием, что передняя подвеска троллейбусов должна быть независимая. И оспорил результат тендера в суде. Суд отказал, мотивируя решение тем, что тендерные условия, которые оспаривает ЛАЗ, должны быть оспорены до вскрытия конверта с победителем конкурса. ЛАЗ имел задолженность перед Пенсионным фондом Украины в размере 2,5 млн грн, что не позволило допустить данное предприятие к участию в тендере, а также просроченные долги по кредитам в коммерческих банках на 44 млн грн. Своим решением суд разрешил заключить контракт с победителем конкурса.

61 новый троллейбус должны быть получены до 1 февраля 2011 года. Бюджет 2011 года предусматривает покупку еще 100 троллейбусов. Также в 2010 году для Крымтроллейбуса будут закуплено(переданы в лизинг) 50 автобусов марки MAN (собраны корпорацией Богдан) для организации маршрутов в Крыму, что должно уменьшить убыточность предприятия, а в перспективе сделать предприятие прибыльным.

Новые троллейбусы оборудованы двумя мониторами для показа в салоне рекламы и GPS системой. Карта с маркерами текущего положения троллейбусов свободно доступна на странице http://krym-tr.com.ua/guest .

Маршруты Edit

Model:Main «Крымтроллейбус» осуществляет перевозки в Ялте - на 3, в Алуште - на 2, в Симферополе - на 6 городских маршрутах и на 6 междугородных и пригородных маршрутах. В ведении троллейбусного управления самая длинная в мире троллейбусная трасса (от аэропорт Центральный до Ялты - 96 км). В Симферополе около 120 км троллейбусных линий.

Стоимость и оплата проезда Edit

Стоимость проезда на городских маршрутах Симферополя - 1 гривна 25 копеек. Разовые билеты (абонементные билеты, абонементные талоны) приобретаются в билетных киосках на крупных остановках, у водителей и в двухкузовных троллейбусах у кондуктора. Проездные - в киосках.

Разовые билеты гасятся компостерами установленными в салоне троллейбуса. «Рисунок» в каждом троллейбусе индивидуален, что исключает возможность проезда «зайца» с погашенным билетом в другом троллейбусе.

Проездные бывают с сроком действия на один день, три дня и на месяц.

Адреса киосков Edit

Некоторые остановки на которых осуществляется продажа билетов в киосках

  • Крымских Партизан
  • Центральный рынок
  • Площадь Ленина
  • Парк Тренева
  • Площадь Куйбышева
  • Ж/д вокзал
  • Главпочтамт
  • Москольцо

Рекорды и интересные факты Edit

  • Госпредприятие «Крымтроллейбус» получило диплом Книги рекордов Гиннеса как компания, использующая самые старые троллейбусы в мире.
  • Троллейбусная линия «Симферополь-Ялта» - самая длинная в мире.
  • За 50 лет перевезено более 5 миллиардов пассажиров.
  • В первые годы на трассе эксплуатировалось 24 грузовых троллейбуса.
  • В 70-80-е в пик сезона интервал между троллейбусами, которые отправлялись в Ялту и Алушту, составлял всего две минуты - 500 рейсов в день. Троллейбусам нужно было выдерживать дистанцию не менее 100 метром во избежание повреждение оборудования трансформаторных станций и проводов.

Память Edit

В советское время троллейбус стал одним из символов Крыма. Фотографии троллейбусов можно встретить на открытках и книгах о Крыме разных лет. В октябре 2012 года на Ангарском перевале появился памятник - на пьедестале установлен знаменитый троллейбус Shkoda 9Tr, ставший символом Южного берега Крыма и Ялты.

Примечания Edit

  1. ТРОЛЛЕЙБУСЫ ВСТАЛИ НА ПРИКОЛ
  2. Василий Джарты: Мы сохраним и модернизируем единственный в Крыму трамвайный парк
  3. Пассажиры троллейбусов смогут заказывать фильмы в дорогу
  4. 4.0 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 Подавляющую часть парка составляют машины Шкода. Троллейбусов ЮМЗ — пять, машин ЗиУ — три (2200—2202), пять машин АКСМ.
  5. Был предоставлен заводом изготовителем для испытаний на трассе, успешно прошел их

См. также Edit

Ссылки Edit

Model:Достопримечательности Крыма Model:Троллейбусные системы Украины Категория:Достопримечательности Крыма Категория:Транспорт в Крыму Категория:Симферополь Категория:Алушта Категория:Ялта